Отчетность об интернет-рекламе по новому закону происходит через специально созданные организации — операторов рекламных данных (ОРД). Рассказываем, как работать с ОРД — через посредников и без них.
С 1 сентября 2022 года в Рунете стала обязательной маркировка рекламы. По новым правилам все участники цепочки размещения любой digital-рекламы — рекламодатели, рекламные системы и площадки и посредники между ними — должны отчитываться о ней в ЕРИР — единый реестр Роскомнадзора. Но не напрямую, а через ОРД.
Операторы рекламных данных принимают от всех участников цепочки размещения рекламы информацию о договорах и актах, агентах и контрагентах, рекламных креативах и статистике их показа с точностью до площадок, проверяют их и направляют в ЕРИР.
ОРД назначает каждому рекламному креативу токен — ID, уникальный буквенно-цифровой код для отслеживания. ID размещается в кликовой ссылке или в меню adChoice, где его может скопировать любой желающий, чтобы, например, подать жалобу в ФАС. Пока прорабатывается вопрос о том, как будет выглядеть токен для рекламных форматов без ссылок и где он будет находиться.
Чтобы зарегистрировать креатив и получить на него токен, вместе с ним нужно передать в ОРД данные о договоре с конечным рекламодателем — то есть тем, кто заплатил за рекламу. Далее участники цепочки должны ежемесячно отчитываться по всем зарегистрированным креативам — актами о выполненных работах.
Они могут поручить регистрацию креативов и отчетность в ОРД кому-то одному, чтобы не отчитываться каждый о своем фрагменте цепочки. То есть передавать данные в ОРД можно через рекламную систему (например, Яндекс, ВКонтакте или myTarget) или компанию-посредника.
Срок хранения информации в ОРД — один год.
Окончательный список операторов будет утвержден в октябре. По всей вероятности, в него войдут все кандидаты на этот статус: ОРД VK, Яндекса, Озона, Сбера, МТС и Вымпелкома, а также «ОРД-А» от AmberData.
Как видите, своих операторов учредили крупнейшие рекламные системы, так что большая часть креативов будет маркироваться автоматически — от рекламодателей, фрилансеров и агентств потребуется только указать в рекламных кабинетах дополнительную информацию.
Рекламодатели, агентства и площадки, работающие не через рекламные системы, должны регистрировать креативы и договоры в личных кабинетах ОРД вручную или через API.
Часть кандидатов в операторы уже дают возможность завести личный кабинет, с другими возможность регистрации нужно обсуждать дополнительно. Мы собрали их контакты, чтобы вы могли это сделать.